Церковь святой Ольги украшала Дудергоф всего шесть десятилетий. В тридцатые годы церковь закрыли, в 1937 она горела, а в войну была разрушена.
Краевед Марина Тупицына знакомит нас с историей храма на основе изученных архивных документов

БОГОУГОДНОЕ ДЕЛО

12 января 1879 года дачник Тимофей Тимофеевич Учителев обратился с прошением на имя заведующего загородными дворцами полковника Сергея Павловича Дмитриева: ходатайствовать перед великим князем Михаилом Николаевичем о строительстве церкви в Дудергофе. К тому времени в Дудергофе было уже построено до 60 дач, и людям нужно было летом ходить в церковь.
Получив разрешение от в. кн. Михаила Николаевича, полковник Дмитриев испросил благословение у митрополита Новгородского, Петербургского и Финляндского Исидора. 28 июня 1879 года Исидор ответил: «Благословляю устроить храм».
Проект церкви архитектора Василия Ивановича Токарева был одобрен Михаилом Николаевичем и Строительной управой.
Земля для церкви, две с половиной десятины, по личному усмотрению великого князя была выкуплена у крестьян деревни Кавелахта.
Семья Учителевых пожертвовала на строительство храма 28 тысяч рублей, за что Тимофей Учителев был награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. Среди дачников был пущен подписной лист. Кто-то давал деньги. Мозаичисты Фролов и Бурухин, чьи произведения украшают храм Спаса-на-крови и Исаакиевский собор, жертвовали свои произведения. Шишкин пожертвовал семь колоколов.

СТРОЙКА И ОСВЯЩЕНИЕ

Строительство началось еще летом, но торжественная закладка храма состоялась 16 сентября 1879 года. 17 сентября от великого князя Михаила Николаевича пришла телеграмма: «Радуюсь закладке храма».
Но деньги быстро закончились, строительство приостановилось. Архитектор Токарев объяснял смотрителю загородных дворцов С.П.Дмитриеву: «между мной и г-м Учителевым не были выяснены вопросы о дальнейшей надзоре с моей стороны на воздвижение означенной церкви. Не имея достаточно средств, не могу бесплатно работать на строительстве храма, а Учителев отказывается мне платить».
С самим Учителевым произошла трагедия. 5 февраля 1880 года народоволец Халтурин устроил взрыв в Зимнем дворце. Учителев много лет работал при высочайшем дворе тафельдекером, отвечал за сервировку стола. При взрыве он сильно пострадал, мучился головными болями, часто терял память.
Смотритель загородных дворцов Дмитриев, который покровительствовал строительству, умер…
До осени 1882-го храм стоял недостроенным, но уже в мае 1883 года заведующий делами строительной комиссии по постройке храма Иван Иванович Радушкевич сообщает, что строительство близится к завершению.
11 июля 1883 года церковь Святой равноапостольной княгини Ольги была освящена. По свидетельствам, на следующий день в 2 часа 45 минут Его императорское высочество с великой княгиней Ольгой Федоровной изволили прибыть в Дудергофскую церковь, где служили молебен, по окончании же по приглашению строительной комиссии храма св. Ольги изволили кушать чай в Дудергофском дворце, откуда отбыли в 4 часа. Все прошло благополучно.
Службу в церкви Святой Ольги служил притч Красносельской Троицкой церкви.
Был так и не выяснен вопрос со строительством ограды вокруг церкви. Для отведения земли под ограду был командирован межевщик титулярный советник Павлович. Вероятно, именно ему принадлежат некоторые фотографии Дудергофа того времени.
Ограда была сделана, но она перекрыла подъезд к некоторым дачам (например, к даче мозаичиста Фролова) и дорогу в Кавелахту от Швейцарского дворца. Большую активность в строительстве ограды и в дальнейшем инвалидных домов тогда проявил И. И. Радушкевич. У него не сложились отношения с заведующим загородных дворцов Эюсом. Эюс писал в придворную контору Михаила Николаевича о том, что готов призвать полицию, чтобы навести порядок и убрать ограду. Но Михаил Николаевич благоволил к этому богоугодному делу и посчитал, что для строительства ограды можно и перенести дорогу к дворцу на Ореховой горе. Резолюция из придворной конторы была краткой: «Полицию не привлекать. Сочувствовать богоугодному делу в пределах законности».
В 1884 году великая княгиня Ольга Федоровна подарила церкви золотой напрестольный крест.
Осенью 1883 года сформировалась комиссия по строительству богадельни для увечных воинов. План богадельни предоставлен был архитектором В.И. Токаревым 5 ноября. Богадельню из двенадцати бараков планировалось построить в пределах церковной ограды.
В мае 1884 года был принят устав Благотворительного общества по постройке инвалидных домов, а его почетной председательницей стала великая княгиня Елизавета Маврикиевна. Супруга Михаила Николаевича Ольга Фёдоровна отказалась от этой должности, объяснив, что никогда не бывает в Дудергофе.
Из двенадцати бараков было построено только три, но и на них не хватало денег для полной отделки. Тогда встал вопрос о передаче этих бараков и церкви Общине Св. Георгия. Разговор об этом велся уже в 1893 году, и только в 1895 году произошла официальная передача церкви и больницы Общине.
До начала XX века старостой церкви был Василий Федоров, петербургский цеховой мастер, в 1896 году награжденный золотой медалью «За усердие».

СВОЙ ПРИХОД

Грянул 1917 год. Дудергофская церковь дважды была ограблена в 1917 и 1918 годах, для богослужений не осталось практически ничего из утвари. Летом прихожане написали прошение митрополиту Петербургскому Вениамину, исполняющему обязанности благочинного 2-го округа Царскосельского уезда о. Сергею Лебедеву об открытии самостоятельного прихода в Дудергофе.
Началась бурная переписка. Приведем выдержки из архивных документов.
«Нам приходится приглашать притч Красносельской церкви, это неудобно и расходы. Для людей старых, немощных и неимущих, пути 5-7 верст в Красное Село – неудобно. Принимая во внимание, что постоянными православными прихожанами в Дудергофе являются: 1. Жители п. Дудергоф – 700 чел.; 2. Крестьяне дер. Горской – 245 чел.; 3. Православные кр-не деревень с лютеранским населением: Перекюля, Кавелахты, Варикселево, не менее 130 человек; 4. Все увеличивающееся число зимних жителей,
в настоящее время прихожане со организовались в самостоятельный приход и просят утвердить его. Утвердить просим и св. о. Николая Сергеевича Телятникова (из Шлиссельбургского уезда в селе Морье). Так как о. Николай наш бывший учитель – учитель целого поколения окрестности, и вся его жизнь протекает на наших глазах… Организатор школ и учреждений в Морьенском приходе и волости…»
Приходской Дудергофский совет просил прислать им три метрические книги, так как все записи делаются в другом приходе. К тому же, на Ореховой горе было отведено место под кладбище, но пока нет указа о самостоятельном приходе, использовать его нельзя. Подписал это прошение председатель приходского совета А. М. Костицын.
В сентябре 1918 года Указ Епархиального Петроградского Совета разрешил открыть самостоятельный приход в Дудергофе. Для совершения служб утварь церкви выдали из закрытых домовых церквей Красного Села. С 1918 года берет начало и кладбище на Ореховой горе, последнее захоронение там было совершено в 1945 году.
У прихода были и противники. Красносельский притч писал, что требы в Дудергофской церкви они совершают только летом со Страстной седмицы и до сентября, так как церковь хоть и каменная, но холодная, в ней нет печей, двойных рам и двойных дверей. Если это устраивает прихожан, то притч готов служить и зимой. Расстояние до Троицкой церкви – 2-4 версты, около 50 минут ходьбы, так что особых неудобств не имеется. Раньше Красносельскому притчу выдавали 6 рублей за всенощную и литургию. Ныне же с Фоминой недели все службы совершались бесплатно. Количество прихожан в Дудергофе явно преувеличено. В чухонских деревнях по 1-2-3 семей, а деревня Горская находится на одинаковом расстоянии между Красным Селом и церковью Ольги. И не все жители деревни Горской хотят быть прихожанами церкви Св. Ольги, а хотят остаться в Троицкой церкви. Подписали: протоиерей Иоанн Цветков, протоиерей А-р Спановский, псаломщик Николай Воробьев.
30 июля 1918 года от жителей деревни Горская поступило заявление: «Мы жители д. Горской постановили оставаться в приходе Красносельской Троицкой церкви и во вновь образуемый приход св. Ольги не переходить». Среди подписей мелькают имена коренных жителей Горской: многочисленные Иголкины, Герасимовы, Прохоровы.

ВЛАСТИ И ЦЕННОСТИ

В 1922 году в Поволжье был страшный голод. Специальным постановлением советского правительства решили изъять церковные ценности в фонд комитета помощи голодающим (Помгол). 13 июня 1922 года уполномоченной Детскосельской уездной комиссией по изъятию церковных ценностей в присутствии представителей церкви Св. Ольги священника Александра Алексеева, псаломщика В. Кротова, секретаря церковного совета Коняева, товарища председателя совета М. Ягодина, членов совета В.Иголкина, Ф.М. Иголкина, Дмитрия Потапова был произведен осмотр церковных ценностей Дудергофской церкви. Согласно акту, отобран и принят ряд вещей: 1 кадило – 1ф 16 золотников; 2 лампадки – 82 золотника; на выкуп одного кадила и одной тарелки и 8 чайных ложек – 33 золотников; лому – 47 золотников – «принято под квитанцию 2 ф 82 зол».
С октября 1922 года в Дудергофской церкви стал служить Михаил Васильевич Телятников. Верующие обязаны были использовать церковь по ее прямому назначению и не проводить антисоветской агитации.
В 1934 году (по воспоминаниям жительницы д. Горской А.Д. Кочеровой) церковь закрыли на замок. По другим материалам это произошло в 1929 году. Церковь передали КУЖДу (комиссии по улучшению жизни детей), в ней открыли галантерейный цех.
1 февраля 1937 года в церкви возник пожар. Пожар был такой силы, что рухнули перекрытия и треснули стены. Погибли девять человек:  Соловьева К.А., Ботвинник В.М. (директор фабрики), Шершавина Е.И., Краснова А.А., Прохорова А.П., Минина Е.И. (Мишина), Кудакова Т.З., Иванова П.П.,  Верещагина И. А. (умерла в больнице 7.2.1937). Еще шестеро попали в больницу.
В годы войны немцы использовали здание церкви под склад, а подвалы приспособили под камеры заключения. На немецких фотографиях 1941-42 года церковь хорошо видна.
В январе 1944 года во время штурма Дудергофа церковь была разрушена. От нее остался один подвал. Его вначале использовали под гауптвахту для расквартированных в Дудергофе саперов. Позднее там было овощехранилище.
К Олимпиаде 1980 года церковь окончательно развалили, тракторами заровняли землю. Но следы фундамента бывшей Ольгинской церкви и сейчас четко прослеживаются на земле.

Марина Тупицына

 




Последний номер

Новости и события

Для того, чтобы оставить комментарии необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте:

Последние комментарии

  • santanavi 11 месяцев назад
    Надо просто оборудовать место для высадки.Тогда и водителям и людям станет легче и удобнее.

    Подробнее...

     
  • santanavi 11 месяцев назад
    Когда высаживают с другой стороны водители автобус наклоняют. А у самой остановки нет, потому что из-за высокого поребрика передний угол автобуса сядет ...

    Подробнее...

     
  • Надежда П 1 год назад
    Неужели кто- то тоже чувствует эту жутчайшую вонь…я уже и не верила. Окно не открыть и дышать просто невозможно. Позвонила и оставила заявку, все ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Популяцию всё устраивает! Лишь бы не было войны и лишь бы путин еще лет 15 проводил шоу под названием "прямая линия", а гадить в кустах и в водоемах ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Ольга Морозова «Проект» рассказал о недвижимости семьи патриарха Кирилла на 225 миллионов рублей У семьи патриарха Кирилла нашли недвижимость на 225 ...

    Подробнее...