8 сентября мы празднуем 305-летие Красного Села. Основание города принято связывать с одним событием - началом строительства Дудоровской бумажной фабрики в 1714 году. Но градообразующих событий было намного больше, и это подтверждается все новыми документами из архивов.
Историк Анастасия Рубаник рассказывает о возникновении Красного Села
НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ
Сразу необходимо оговориться, что Красное Село возникло не на пустом месте: здесь были населенные пункты Дудоровского погоста. В XVII веке эта территория отошла к Швеции. Шведами сюда были переселены финны, но в северо-западной части современного Красного Села сохранялся Русский квартал. На месте центра Красного Села находился населенный пункт Икола, лютеранская кирха (примерно там, где сейчас памятник Ленину в парке) и кладбище близ нее, пасторат с небольшим садом (в районе нынешнего дома 112 по Ленина), дом капеллана (где сейчас общественный туалет на улице Нагорной), финское кладбище (на месте современной площади возле «Мостоотряда») и русское кладбище (в районе домов 10, 14 по ул. Свободы). Имелось и военное земляное укрепление – шанец, остатки которого с трудом можно угадать сегодня в овраге, пересекающем парк.
Отдельно нужно сказать про Дудорову (Дудергофскую) мызу. В узком значении слово «мыза» - это хутор или усадьба с хозяйством, ненамного отличавшаяся от крестьянских дворов (такая мыза находилась в деревне Горской). В широком значении «Дудоровой великой мызой» вплоть до 1730-х годов называли территорию, включающую в себя современное Красное Село, Дудергофские и Кирхгофские высоты. Отдельно существовало понятие «Дудоровская волость» - чуть более широкая в своих границах, чем мыза.
С началом XVIII века современное Красное Село несколько раз становилось ареной боевых действий в ходе Северной войны 1700-1721 гг. Еще в августе 1703-го жителей Дудоровской волости по указу Петра I обложили денежными и продовольственными податями. В 1705 году крестьяне должны были поставить подводы для армейских припасов, но не смогли. Население терпело разорение от голода и боевых действий, а потому генерал-губернатор А.Д. Меншиков «той дудеровской волости постановил не тяготить».
Финское население часто оказывало сопротивление русской армии. Во время похода шведского отряда генерала Либекера в 1708 году на Петербург и Дудорову мызу сообщалось, что местные крестьяне русских солдат по лесам «ловяти и бьют». Русские солдаты, в свою очередь, вешали финских «кивиков» (партизан) вдоль дорог. Духовный лидер финнов, пастор прихода Туутари А.Вассерман, служивший в вышеупомянутой кирхе на территории современного Красного Села, в 1708-м был взят русскими войсками в плен и сослан в Сибирь. Картина была страшная: кто-то из местных финских крестьян бежал со шведами, кто-то остался на обжитых землях, семьи оказались разделены, деревни сожжены.
Об ущербе, нанесенном Дудоровской мызе войной, можно узнать из письма 1710 года подполковника В.В. Долгорукова Петру I. Предполагалось, что В.В. Долгоруков разместит свои батальоны в Дудоровской мызе, но в ней было «по одной избе на роту», «фураж, что был приготовлен в Дудоровской мызе, стравили в сутки», и так как «надобно солдатам бороды выбрить, ружье вычистить, а без изб им трудно, зело студено», он перевел их в Лигово и в Красный кабачок.
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
Отвоеванные и опустевшие земли было решено заселить русскими людьми. Заселение современного Красного Села и окрестностей проходило в несколько этапов.
Одним из самых ранних стало переселение февраля-марта 1705 года, когда 100 человек из Белозерского уезда (современная Вологодская область) и Пошехонского уезда (современная Ярославская область) прибыли в Дудоровскую волость заготавливать сосновый лес на строительство флота.
Известно также переселение 1708 года, когда переведенцев встречал проводник из Дудергофской мызы, крестьянин Юган Петров. Поселяли в район современного Красного Села и жителей разных частей Ингерманландии (в 1708 и 1714).
Но, безусловно, одно из самых крупных переселений происходило из Подмосковья. 30 января 1711 года князь А.Д. Меншиков пишет И.А. Мусину-Пушкину: «Прежде сего писал я к Вашей милости о выборе и об отправлении сюда из подмосковных дворцовых волостей крестьян ради поселения в государевых селах. Ныне посылаю для того с сим господина Каблукова [Лука Богданович Каблуков стал первым управителем Красного Села]. И предлагаю Вашей милости дабы изволили Вы изо всех московской губернии дворцовых волостей, а именно из таких, где больше промышленных и мастеровых людей, огородников и прочих, выбрать и отправить сюда с ним Каблуковым 500 дворов». Следующие 224 семьи из Московского уезда Лука Каблуков переселил в Дудорову мызу к маю 1712 года.
К апрелю 1714-го в Дудоровой мызе было уже как минимум 408 дворов, а уже в декабре 1714 года Петр I посетил район Красного Села «дабы обозреть колонии, выселенные туда из России и взглянуть лично на состояние их».
ЦЕРКОВЬ
Жителям возникшего русского поселения необходимо было ходить в православную церковь. Широко известно, что до того, как была построена Троицкая церковь, в Красном Селе существовала Церковь во имя Святой великомученицы Екатерины. Когда она возникла?
Дьякон Петр Иванов сообщал о себе, что он определен в Екатерининскую церковь Дворцового села Красного в 1710 году митрополитом новгородским Иовом. Церковь строилась «по именному царского величества указу» и была готова к освящению к 1 марта 1713-го, о чем Санкт-Петербургский вице-губернатор И.Н. Римский-Корсаков и управитель Дудоровой мызы Лука Каблуков сообщали митрополиту Иову. В тот же день Иов дал свое благословение на освящение церкви «в селе благоверной государыни царицы и великой княгини Екатерины Алексеевны, которое называлося прежде Дудорова мыза» и отправил антиминс (плат с зашитыми частицами мощей) с присланным «из того ея царицына села», «из тоей Дудоровы мызы» священником.
Письма Иова от 1 и 2 марта 1713 года – это самые ранние из известных сегодня документов, где звучит слово «село».
Освящал церковь первый архимандрит Александро-Невского монастыря, Феодосий (Яновский), любимец Петра I, первый вице-президент Святейшего Синода. В дальнейшем Феодосий неоднократно решал вопросы, связанные с Екатерининской церковью.
Упомянутый выше дьякон Петр Иванов еще долго служил в красносельской церкви, к 1733 году был произведен в священники. На его проступки с печальной регулярностью стали поступать жалобы: то он оскорбляет управителя Красного Села Семена Завьялова, то избивает священника Иосифа Тарасьева, то не проводит праздничных богослужений в Дни Рождения и тезоименитств лиц императорской фамилии, то проявляет небрежность во время причащения, то пьянствует, то самовольно отлучается от церкви… За каждую провинность его жестоко бьют плетьми, а в итоге отправляют в Новгородский Антониев монастырь.
Известны имена и других первых служителей Екатерининской церкви: священником был Иван Алексеев, дьячком - его зять, Козьма Яковлев, просвирницами в разные годы - Федосья Юрьева (солдатская жена), Алена Родионова, Акилина Иванова (мать дьячка). Известно, что женщины на должность просвирниц выбирались на сходе «мирских людей села Дворцового переведенцев» с учетом мнения крестьянского старосты (на 1718 год – Тимофея Моисеева) и управителя Красного Села Луки Каблукова.
СНАЧАЛА СЕЛО, ПОТОМ МЕЛЬНИЦЫ
Только в марте 1714 года, когда население Красного Села уже было практически полностью сформировано, когда уже существовал сельский православный духовный центр, началось строительство бумажной и соломосечной мельниц. А не наоборот, как принято считать*.
У управителя Луки Каблукова появляются новые обязанности – теперь он еще и комиссар Дудоровской бумажной мельницы, ответственный за ее строительство, которое закончилось к 1717 году. Имя Л.Б. Каблукова, требовавшего денег на строительство мельницы, часто мелькало в официальных бумагах, в личной переписке А.Д. Меншикова и Петра I.
С царем Лука Каблуков был знаком лично, о чем можно узнать из воспоминаний ганноверского посланника Ф.Х. Вебера. Петр I возвращался из Риги, и, проезжая Красное Село, узнал, что его управитель, Лука Каблуков, терпеть не может венгерское вино. Царю захотелось его напоить, и после нескольких стаканов Лука уже валялся на полу. Когда царь уехал, слуги нашли Каблукова в чуть живом состоянии, раздели его, вынесли во двор и закопали в снегу, где он пролежал 24 часа, после чего очнулся в полном здравии.
При Л.Б. Каблукове в Красном Селе был построен «дом его Императорского Величества» (к востоку от нынешнего памятника Ленину) и почтовый двор, куда доставляли всех «приезжающих с подорожными» и регистрировали у почмейстера.
Лука Каблуков покинул Красное Село где-то между 1719 и 1721 гг. К тому моменту оно своим масштабом и красотой вызывало восхищение путников…
В российских архивах хранится еще много источников по петровской истории Красного Села. Дальнейшие исследования, безусловно, углубят знания о нашем замечательном городе. С праздником!
Анастасия Рубаник
* О том, что основание Красного Села нельзя связывать с датой строительства Дудоровской бумажной фабрики, много писал дудергофский краевед Ю.Н. Петров (прим.автора)
Иллюстратив: Карта местности Красного Села в 1667 году, копия из архива С.Б. Горбатенко
сведения о землях, поступивших к России после Ништадского мира, с двумя описями
на шведском языке", он же атлас Мюнска.
Петровской истории Красного Села вообще немного не повезло - единого фонда ни в каком архиве не существует, всё по частям разбросано по архивам Петербурга, Москвы и Новгорода, что крайне затрудняет поиск.