1 июля отмечает 145-летие железнодорожная платформа в Дудергофе. Марина Тупицына рассказывает о ее истории, опираясь на документы и упоминая интересные факты, найденные ею в архивах

ПРОЕКТ ПОЛУСТАНЦИИ
В октябре 1858 года Общество Балтийской железной дороги начало постройку участка дороги от станции Лигово до Красного Села. Дорога длиною в 11 верст и 300 саженей была открыта для движения 16 июня 1859 года.
В 1871 году проектируется путь от Красного Села до Гатчины. За проектом следило Военное ведомство в связи с ежегодными летними Красносельскими маневрами. Было подано прошение о строительстве военной платформы для высадки войск рядом с Большим и Авангардным лагерями на 2-й версте от Красного Села (у нынешнего переезда на дороге из Красного Села в Дудергоф). Расчетная смета на строительство платформы составляла 5000 рублей.
В планах строительства была названа и Дудергофская полустанция на 19 версте от Гатчины. Что же такое полустанция? В книге «Начала строительного искусства и курс железнодорожного дела», изданной в 1912 года, читаем: «между смежными станциями и для улучшения пропускной способности дороги необходимо между станциями, особенно в один путь, устроить надлежащее число разъездов, для скрещения поездов, для обгона поездами большей скорости».
Полустанция не является тарифным пунктом. Если пассажир ехал от Лигово до Дудергофа, то он брал билет по стоимости Лигово-Гатчино, следует из найденных в архиве документов.
По существовавшим правилам, на полустанции должна быть будка сторожевая на каменном фундаменте, деревянная из бревен, крытая железом, при ней забор и маленький сарай. Вместе с полустанцией полагалось устроить казарму для ремонтных рабочих. Двор на полустанции мостили щебнем.

ДОРОЖНЫЙ ПОДРЯД
На земляные работы по отсыпке полотна будущей дороги нашелся подрядчик - крестьянин смоленской губернии Дубасов. 22 марта 1872 года с ним был заключен контракт. Работы должны были начаться 1 мая 1872 года, а завершить их надо на всем протяжении вчерне к 15 августа этого же года, не доходя до Гатчины 12 верст. Все расходы на лечение заболевших и погребение умерших рабочих подрядчик брал на свой счет. Подряд включал в себя ряд условий, невыполнение которых влекло исправление их Дубасовым за свой счет.
Дубасов обязался в насыпи на озере близ Красного Села сыпать бесплатно на осадку слой 10 процентов свыше проектной высоты, не уменьшая проектной ширины верха полотна, и откос делать несколько круче. Откосы засевать Тимофеевой травой или клевером. Для устройства дамбы на озере ссыпку земли брать рядом, но не засорять воду, дабы она не дошла до писчебумажной фабрики.
Уже 12 декабря 1872 года дорога в один путь в 21 версту 84 сажени была открыта. Военная платформа, о которой было сказано, была введена на 20 версте от Гатчины в 1873 году. Для проезда военных был введен льготный тариф. Военная платформа у переезда еще действовала в 1941 году, но была разрушена в годы войны и не восстановлена.

ПЛАТФОРМУ ЖДАЛИ ТРИ ГОДА
За три месяца до открытия сообщения Красное Село - Гатчина в Правление Балтийской железной дороги поступило ходатайство от заведующего дворцовыми загородными зданиями полковника С.П. Дмитриева. Он просил о строительстве пассажирской платформы против мызы Тайцы и, если возможно, против фермы Дудергофского имения Его Высочества великого князя Михаила Николаевича, на 18 версте от Гатчины. Платформу предполагалось использовать только летом.
Правление решило, что это строительство технически будет очень сложное и дорогое. Против самой горы по профили уклон составляет 0,008, земляных работ потребуется около 1000 куб. саженей. И тогда правление предложило устроить эту платформу у подошвы первой горы (Вороньей) со стороны Красного Села, правда, платформа будет удалена от фермы на 350 саженей (750 м). Работы по проектированию взял на себя инженер-путеец Владимир Константинович Цейзих.
Переписка между Правлением дороги и полковником Дмитриевым растянулась почти на три года.
В 1873 году великий князь Михаил Николаевич дал согласие на сдачу в аренду под строительство дач участков земли в своем Дудергофском имении. Отсутствие платформы представляло большое неудобство. Дачники должны были доезжать до Красного Села, там нанимать извозчиков и ехать в Дудергоф.
В феврале 1874 года Правление дороги в ответ на просьбы полковника Дмитриева предложило построить павильон для пассажиров на Военной платформе, а платформу у фермы не строить. Объяснялось так: платформа должна быть расположена при конце уклона в 0,008, который имеет в длину 850 саж и потом приходит на горизонтальную линию в 621,91 саж длиной при следовании в Красное Село, и при выходе из закругления на 18 версте, надо большое усилие, чтоб удержать состав. Это создает аварийную ситуацию на дороге.
Придворную контору великого князя это объяснение не устроило. Настойчивость полковника Дмитриева возымела действие. В марте 1874 года председатель правления дороги барон Пален в своем докладе заявил, что строительство платформы крайне необходимо. 15 мая полковник Дмитриев просит сообщить, когда платформа будет готова, так как в скором времени ожидается прибытие великого князя Михаила Николаевича.
23 мая 1874 года в Правление от инженера пути Шепетова поступил проект устройства ветви с пассажирской платформой у Дудергофской мызы на 19 версте от Гатчины. У платформы предполагалось устроить теплую будку малого образца для кассира или сторожа, предполагалась площадка и подъездная дорога для экипажей.  Платформа должна была иметь двухскатную железную крышу длиной 10 саженей, при общей длине 30 саженей. Смета на строительство составила 8253 рублей 31 копейку, но такая большая сумма не устроила придворную контору.
26 марта 1875 года окончательно утвердили проект и смету в 991 рубль 88 копеек. Расходы по строительству брало на себя правление железной дороги и относило на доходы от эксплуатации дороги. Платформу решили устроить 20 саженей длиной и 1,55 саженей шириной при высоте 0,47 саженей, согласно высокому типу. Посередине устроить крытую галерею на 5 саж., крыша двухскатная.
На Дудергофском разъезде на вторую ветку вставал дачный поезд, если надо было пропустить скоростной Ревельский (Талиннский) поезд - тогда эти дальние поезда шли через Красное Село.
1 июля 1875 года начала действовать Дудергофская платформа. Располагалась она тогда почти напротив современной Республиканской улицы, что видно и на старых картах.

РАЗРЕШИТЕ ОСТАНОВКУ
Казалось бы, живи дачник и радуйся. Но поезда в Дудергофе останавливались только в дачный сезон с 15 апреля по 15 октября. Останавливались не все поезда. Платформа была только для высадки пассажиров, а не багажа. Багаж по-прежнему прибывал в Красное Село, а оттуда его на извозчиках везли в Дудергоф.
В 1876 году от арендатора дудергофской дачи Феткула Бегишева, содержащего ресторан по Дворцовому шоссе поступила просьба на имя начальника правления Балтийской железной дороги П.А. Гельмерсена, чтобы все поезда останавливались летом в Дудергофе и чтобы принимали багаж и провизию, посланные на его имя. Бегишеву отказали.
Прошение об остановках поезда не только летом, но и зимой написали многие дудергофские арендаторы. Одним из условий аренды участка было обязательство за два года построить дачу, обнести ее изгородью. Это заставляло часто бывать на даче, следить за постройкой. Среди подписавших прошение зимой 1878 года именитые люди: мозаичист Александр Никитич Фролов, скульптор Александр Михайлович Опекушин и его брат Константин Опекушин, скульптор Матвей Афанасьевич Чижов, скульптор Павел Козлов. Правление согласилось на остановку поездов на Дудергофской платформе с 15 марта и продажу билетов.
Летом 1879 года архитектор П.С. Купинский сделал доклад в Правлении дороги о состоянии Дудергофской платформы. Характеристика была неприятная. Сторож сидит в какой-то щелястой будке, мерзнет там, уходит куда-то греться. У ж/д будок приделаны из шпал пристройки для инструмента… Купинский предложил удлинить платформу до 60 сажень и построить типовую теплую будку для сторожа. Все переустройство должно было обойтись в 717 рублей 64 копейки. Но еще в мае 1880 года подрядчика на эту сумму со скидкой в 10 процентов не нашлось. Нашли подрядчика со скидкой лишь в 2 процента, и правление дороги согласилось на это.
В прошении от 28 сентября 1882 года арендаторы сообщали, что в Дудергофе построено около 200 дач, на которых проживает летом более 2000 дачников. Проблема в том, что дудергофский полустанок не введен в расписание поездов, летом остановки только по усмотрению начальства, а так приходится добираться на лошадях из Красного Села. Арендаторы просили разрешить остановки и зимой, хотя бы один утренний поезд из Петербурга и один вечерний из Гатчины. Подписалось 129 человек из арендаторов и местных жителей, свою просьбу они подкрепили и тем, что расход на содержание платформы за шесть зимних месяцев в сумме 122 рубля 20 копеек арендаторы оплатили сами.
Бюрократическая машина разворачивалась медленно. Попытки остановок были предприняты зимой 1883-84 гг. Пассажир, желающий выехать из Дудергофа, должен был обратиться к сторожу, тот выставлял красный фонарь - сигнал остановки. Пассажир, желающий выйти в Дудергофе, сообщал об этом обер-кондуктору, он давал приказ машинисту об остановке. Но почему-то эти попытки были правлением признаны неудачными.
В январе 1886 года в новом прошении дачников была дана статистика по Дудергофской платформе. Цифры впечатляли, за 1885 год доходность от продажи билетов и перевозки грузов составила 30 тысяч рублей. Не каждая станция могла похвастаться таким доходом.
Железнодорожное начальство смилостивилось - с 10 мая 1887 года было введено расписание, по которому ежедневное сообщение между Дудергофом и Санкт-Петербургом производилось девятью поездами. Сквозные Ревельские поезда не имели остановки на четырех платформах: Военной, Дудергоф, Пудость и Мариенбург. Решили проблему и с багажом: если багаж не более 3 пудов весом на каждый пассажирский билет, но не более трех багажных мест.
15 октября 1888 года Дудергофская платформа была уничтожена пожаром. Учитывая большой наплыв дачников (уже построена церковь Св. Ольги, строятся инвалидные дома), правление дороги решило преобразовать платформу в постоянный остановочный пункт с продажей билетов и устройством телеграфного поста; при платформе построить и жилое помещение. Проект устройства платформы с планом представил инженер Бенземон. Уже к осени 1889 года платформа была построена. 

КАМЕННЫЙ ВОКЗАЛ
Основной массив богатых дач Дудергофа располагался между Царицыной (ныне Советская улица) и Театральной долинами. Возникла и необходимость в красивом вокзале. В 1898 году был готов проект переустройства платформы, но теперь она располагалась напротив Царицыной долины. Необходимо было провести большой объем земляных работ.
Здание вокзала построено по проекту архитектора Семена Николаевича Лазарева-Станищева. По сведениям из журнала «Зодчий» за 1901 год, пассажирское здание площадью в 85,12 квадратных саженей обошлось в 14800 рублей. Работы производились подрядчиком Кругловым из казенного материала.
В «Отчете по эксплуатации казенных железных дорог» за 1900 год сказано, что на Балтийской железной дороге все пассажирские здания деревянные, за исключением Санкт-Петербурга, Лигово, Сергиево, Стрельна, Нового и Старого  Петергофа, Ораниенбаума, Гатчины Пассажирской, Дудергофа и Ревеля.
27 июля 1999 года Законом № 174-27 Законодательное собрание Санкт-Петербурга включило наш вокзал в перечень охраняемых памятников истории и культуры местного значения. Но только 17 октября 2016 года КГИОП издал распоряжение № 10-550 - взять вокзал под охрану как объект культурного наследия.

Марина Тупицына

Фото из журнала «Зодчий» за 1901 год.
Чертеж: Проект платформы близ Дудергофа на 19 версте, 1874. Фрагмент

 

 




Последний номер

Новости и события

Для того, чтобы оставить комментарии необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте:

Последние комментарии

  • santanavi 10 месяцев назад
    Надо просто оборудовать место для высадки.Тогда и водителям и людям станет легче и удобнее.

    Подробнее...

     
  • santanavi 10 месяцев назад
    Когда высаживают с другой стороны водители автобус наклоняют. А у самой остановки нет, потому что из-за высокого поребрика передний угол автобуса сядет ...

    Подробнее...

     
  • Надежда П 1 год назад
    Неужели кто- то тоже чувствует эту жутчайшую вонь…я уже и не верила. Окно не открыть и дышать просто невозможно. Позвонила и оставила заявку, все ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Популяцию всё устраивает! Лишь бы не было войны и лишь бы путин еще лет 15 проводил шоу под названием "прямая линия", а гадить в кустах и в водоемах ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Ольга Морозова «Проект» рассказал о недвижимости семьи патриарха Кирилла на 225 миллионов рублей У семьи патриарха Кирилла нашли недвижимость на 225 ...

    Подробнее...