Молодой человек с девушкой увидели на остановке в центре Красного Села пожилую женщину, неопрятную, в рваной куртке. Предложили помощь, купили продукты, проводили.
Выяснилось, что 73-летняя Лидия Владимировна живет зимой в грязном сарае без отопления, с кучей кошек. Весь участок и все помещения завалены хламом с помоек. Женщина явно больна.

Попробуй помоги
Молодые люди поделились увиденным в социальной сети. Тут же появилась группа ВКонтакте – «SOS! Пожилая женщина в беде!». Неравнодушных оказалось много, в группу вступили 170 человек. Несколько человек наведались к Лидии Владимировне, увидели все своими глазами.
Но как ей помочь?
Первая мысль – приносить еду, разгрести хлам, починить печку, направить к врачу. А для всего этого - найти волонтеров. Не каждый готов сам тратить время и нервы на помощь бабушке…
Но участники группы быстро поняли: проблема не в том, чтобы просигналить SOS. Не в информации о беде, не в разовой помощи по ремонту печки, вывозу мусора и пристройству стаи кошек в приют.
Главная загвоздка - как навязать эту помощь и как сохранить ее результаты. Если сама больная женщина трепетно относится и к хламу, и к гадящим тут же котам, и к грязи. Но опасается чужих. И не хочет, чтобы кто-то влезал и менял ее жизнь…

Мусорная болезнь
К сожалению, случай Лидии Владимировны далеко не единичный. Если устроить перепись людей, живущих в подобной беде, их наберется не меньше нескольких десятков на наш небольшой город.
Мы часто встречаем неопрятных людей, которые с интересом заглядывают в урны и возятся в мусорных контейнерах, заполняя находками грязные сумки. Первая мысль – им не хватает еды, одежды, каких-то вещей…
На самом деле все сложнее. Как правило, эти люди действительно живут очень скудно. Но первопричина копания в помойках – не голод и нужда, а фанатичное собирательство всего что попало. Это душевная болезнь, в разных источниках ее обозначают по-разному, одно из названий - патологическое накопительство…
Не нищета порождает асоциальность. Бедные люди, сохраняющие здравый смысл и социальные связи, обычно не копаются в мусоре, а как-то приноровляются и пристраиваются в жизни.
А вот болезнь порождает и асоциальность, и нищету.

Домашние бомжи
Далеко не все копающиеся в мусоре – бездомные. Много тех, кто имеет отдельную квартиру или дом, но сам превратил его в грязную нору.
Пару лет назад мы писали о женщине из частного сектора в районе Радиальной улицы. Ее семья построила дом в Красном Селе после войны. Но когда она, пожилая, осталась в родном доме одна, то превратила участок в смрадную свалку. Жители улицы измучились от такого соседства.
В многоквартирном доме ситуации развиваются еще мучительнее. Жизнь соседей превращается в ад из-за вони, тараканов, крыс, протечек. В одной из таких квартир на Стрельнинском жилищники вынуждены были отключить воду – из-за аварийного состояния сантехники. Хозяйка квартиры пользуется ведром.
Именно из жалоб соседей обычно становится известно о таких людях. Остальные их просто сторонятся.
Страшный случай произошел в летнюю жару в Хвойном – одинокий жилец умер в заваленной отходами квартире. Труп не вывозили несколько дней – к нему было не подобраться. Соседи из-за смрада были вынуждены эвакуироваться. Разлагающееся тело нескольким полицейским в робах пришлось извлекать через окно – иначе было не пробиться сквозь помойку с тучами мух…
У многих одиноких стариков, влачащих страшное асоциальное существование, на самом деле есть родственники. В одном из ТСЖ рассказали, как весь дом мучился от одинокого больного жильца, загадившего квартиру. Когда он умер, ТСЖ по требованию соседей организовало ликвидацию помойки и дезинфекцию. Зато потом объявилась вполне респектабельная дочь – продавать квартиру.
Иногда родственники просто не могут найти общего языка с настроенным против них душевно больным человеком и отпускают ситуацию на самотек. Страшно, но Бог им судья.

Сквозь лес формализма
Помочь бедствующему не совсем адекватному человеку – большая проблема.
Социальные службы готовы помогать лишь тем, кто обратится к ним с полным комплектом справок и документов.
Но в том-то и дело, что несчастные люди не только плохо помнят, где их документы, и не умеют обращаться в инстанции. Они порой боятся и противятся контактам с официальными лицами.
Год назад мы писали о больной женщине - Елене, выселенной из квартиры на Лермонтова, 12/2 в результате преступных махинаций. Была зима, пожилая женщина ночевала на детской площадке возле своего бывшего дома. Нельзя сказать, что окружающие были безучастны – они выносили Елене еду и горячий чай.
Но все попытки обратить внимание социальных служб – провалились. Мол, пусть бабушка сама приезжает на прием с документами. А если бумаг нет – то ничем помочь не можем.
Помочь ей смогла только Жанна, волонтер местного благотворительного фонда.
Она уговорила женщину провести элементарные гигиенические процедуры (и помогла ей это сделать). Затем привела ее в полицию. Полицейские, естественно, попытались от нее избавиться – и были вынуждены вызвать скорую помощь. Скорая тоже не хотела забирать Елену, но была вынуждена это сделать под давлением полиции.
Уже на следующий день бездомную попытались выписать из больницы обратно на улицу. Спасло только оперативное обращение волонтера к главе Красного Села, который стал звонить в комитет по социальной защите... В результате «под личную ответственность» главы города удалось сохранить за женщиной койку и последующий перевод в профильное учреждение.
Благополучное решение судьбы отдельного человека состоялось только в результате сочетания сразу нескольких обстоятельств – настойчивость волонтера, плюс личное участие главы города, плюс быстрое взаимодействие ответственных лиц в «ручном», пожарном режиме… А так – быть бы Елене снова на скамейке во дворе.

Где поселить Лёню?
Никакой отработанной процедуры помощи подобным людям у нас нет.
Хотя волонтер Жанна отмечает - социальные службы в Гатчине, например, гораздо менее забюрократизированы и более открыты для помощи, чем наши городские учреждения.
Жанна рассказывает, как удалось «устроить» пожилого бездомного Леню, который перебивался без документов в одном из заброшенных домов в Красном Селе.
Выяснилось, что раньше он жил в Гатчине. Волонтер повезла его туда – сначала в паспортный стол, где взяли справку о последнем месте жительства. Потом - в полицию, где подали заявление о потере паспорта. Там выдали временное удостоверение личности. По нему получили полис медицинского страхования… Сейчас Леня в отделении временного проживания в Дружной Горке. Доволен.
Что дальше? Гатчинские соцработники готовы просить администрацию о выделении хоть какого-то жилья. Но волонтер считает, что это не выход. Предоставленный сам себе такой человек быстро все теряет. Ведь даже в аварийном доме, в бомжатнике Леню затирали более сильные товарищи по несчастью.
Есть люди, которые не умеют сами жить в социуме. Как им помочь?

Мы будем рады, если кто-то поправит нас, поделится положительным опытом, расскажет алгоритм помощи тем людям, которых мы встречаем на улице, у магазина, у контейнеров… Чтобы не просто подкормить и уйти довольным собой, а именно решить их проблему.
Настоящая доброта – очень технологически сложная вещь.

Тяга к барахлу

Опустившиеся пожилые люди, шарящие по помойкам – это чаще всего больные, страдающие психическим расстройством, которое называют патологическим накопительством. Проще говоря, это собирание и хранение ненужных вещей.
Болезнь развивается постепенно. Сначала это трудности с наведением порядка и выбрасыванием старых вещей, затем - интерес к ненужным вещам из квартир знакомых, на улице, на свалке. Люди начинают пренебрегать уборкой, гигиеническими процедурами, сменой белья …
В запущенных случаях жилище больного становится непригодным для жизни, это уже склад или помойка. Сами же больные считают свое поведение нормальным, а свою коллекцию барахла - любят и оберегают. К близким, которые пытаются на нее покуситься, у них развивается подозрительность и агрессия.
Развить в человеке синдром патологического накопительства может любая жизненная драма – смерть близкого, развод, болезнь, старость, одиночество.
Болезнь характерна и для России, и для благополучных западных стран. Но там это обсуждается не только как проблемы соседей, но и с точки зрения профилактики и помощи больным.
На начальных стадиях избавиться от тяги к накопительству и заодно от лишних вещей помогает обычная психотерапия.
В запущенных случаях – необходимо полноценное лечение. Сложность в том, что такие пациенты добровольно на лечение, как правило, не идут. Но это не значит, что лечить их нельзя.
Если жилище больного представляет угрозу для него и окружающих, закон позволяет лечить его в стационаре за счет государства и без согласия пациента. Подробнее об этом можно узнать из Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Инициатором может быть как родственник, так и любой человек, соседи. Нужно написать заявление в психоневрологический диспансер. Врач выедет по месту жительства предполагаемого больного. В случае отказа от обследования медики должны обратиться в суд для принудительного обследования и лечения.
Также в суд могут обратиться ЖЭК, жильцы. В иске нужно указать причину обращения (например, угроза жизни и имуществу) и просьбу о назначении принудительной судебно-психиатрической экспертизы, лечения, а при необходимости и наличии такой возможности – опекуна.
Использованы материалы daily-help.com

 

В интернете можно найти любопытные тесты, позволяющие выявить склонность к патологическому накопительству. Например:
Соседи переезжают, выставили у подъезда ненужные вещи. Как Вы себя поведете?
1. Равнодушно пройдете мимо.
2. У вас появится желание посмотреть, может, в вещах есть что-то полезное?
3. Не обращая внимания на осуждающие взгляды, начнете брать в руки чужие вещи, изучать их, наконец, выберете что-нибудь для себя.
4. Не задумываясь, большую часть вещей перетащите к себе в квартиру.
Если вы не остановились на пункте 2, в вас уже живет маленький Плюшкин…

 




Последний номер

Новости и события

Для того, чтобы оставить комментарии необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте:

Последние комментарии

  • santanavi 11 месяцев назад
    Надо просто оборудовать место для высадки.Тогда и водителям и людям станет легче и удобнее.

    Подробнее...

     
  • santanavi 11 месяцев назад
    Когда высаживают с другой стороны водители автобус наклоняют. А у самой остановки нет, потому что из-за высокого поребрика передний угол автобуса сядет ...

    Подробнее...

     
  • Надежда П 1 год назад
    Неужели кто- то тоже чувствует эту жутчайшую вонь…я уже и не верила. Окно не открыть и дышать просто невозможно. Позвонила и оставила заявку, все ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Популяцию всё устраивает! Лишь бы не было войны и лишь бы путин еще лет 15 проводил шоу под названием "прямая линия", а гадить в кустах и в водоемах ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Ольга Морозова «Проект» рассказал о недвижимости семьи патриарха Кирилла на 225 миллионов рублей У семьи патриарха Кирилла нашли недвижимость на 225 ...

    Подробнее...