Шесть лет назад не стало одного из ярких и интересных жителей Красного Села – Евгения Гришина, который большую часть жизни посвятил созданию музея «Пионеры авиации» и сохранению памяти об А.Ф.Можайском, испытавшим в 1880-е годы летательный аппарат на Военном поле под Красным Селом
Мы не раз писали о драматичной судьбе созданных Гришиным моделей и его главного детища – макета самолета Можайского в натуральную величину, над которым он трудился до последних дней. К сожалению, миниатюрные авиамодели и другие экспонаты не отдали в руки специалистов – историков авиации, ради того, чтобы оставить их «у себя в Красном Селе». Тех, кто на этом настаивал, интересовал лишь сиюминутный пиар, фразы о продолжении создания музея авиаторов в Красном Селе оказались пустыми, а часть моделей – забытой и поврежденной в совсем неподобающих местах. Начатая большая модель самолета Можайского «в натуральную величину» осталась брошенной в котельной на заводе в Горелово. Многие с досадой говорили о начинании, в которое энтузиаст-одиночка Евгений Гришин вложил гигантские знания и труд, как о пропавшем.
Но вот недавно произошло почти чудо. Остатки коллекции Гришина удалось взять под опеку другому энтузиасту – основателю и руководителю создаваемого в Гатчине музея военной авиации Геннадию Паневу.

Красное Село стало местом первого испытания самолета, а затем местом демонстрации авиации на маневрах императорской гвардии. А расположенная неподалеку Гатчина считается колыбелью отечественной военной авиации. Именно тут, напротив императорского дворца, за железной дорогой в 1910 году был устроен первый военный аэродром.
Это поле сейчас в основном застроено новыми жилыми кварталами, но микрорайон сохранил имя Аэродром.
Сохранились и остатки двух ангаров. Эти разрушенные ангары и стали той подлинно-исторической материальной основой, на которой пару лет назад гатчинский инженер и бизнесмен Геннадий Панев начал создавать музей военной авиации. Музей пользуется благосклонностью областного руководства, но он частный, строится на деньги, которые Панев выделяет из доходов своего бизнеса. Земля уже в долгосрочной аренде, почти разрушенные ангары в процессе выкупа.
У Геннадия Панева большие планы – целый современный просветительный и развлекательный комплекс. Но это отнюдь не воздушные замки. В здании музея уже собрано множество уникальных экспонатов, а на открытой площадке стоят два отлетавших и реставрированных вертолета Ка-26 и подлежащий восстановлению реактивный истребитель МиГ-19 одной из первых моделей. Идут переговоры о приобретении других образцов техники.
Музей удачно вписывается в проект благоустройства территории за гатчинским Балтийским вокзалом, оно сейчас уже идет полным ходом. И добираться сюда тоже легко. По словам Геннадия Панева, его музейный комплекс будет полностью готов года через три-четыре, но гостям-специалистам уже сейчас можно показать много интересного. 

Сюда, в новый гатчинский музей, и попали остатки многострадальной коллекция красносела Евгения Гришина. К сожалению, от дерзкой идеи создать точную копию аппарата, испытанного Можайским, все-таки приходится отказаться. Гришина тут не заменить. К тому же и длина, и размах крыльев прототипа самолета с паровым двигателем составляли порядка 23-24 метров, только для его размещения нужна большая территория. А детали, тщательно подготовленные Гришиным, во многом утрачены. Нам показали воздушные винты, часть из которых долго пролежала у котельной на предприятии в Горелово под открытым небом, части хвостового оперения.
Немолодому уже энтузиасту Евгению Гришину в один из дней 2014 года прямо на площадке в Горелово стало плохо, его увезла скорая, и он уже не вернулся к своим любимым частям еще не готовой модели, а те - осиротели.
Все, что сохранилось за прошедшие несколько лет, теперь бережно хранится в помещениях музея. А на площадке, где стоят вертолеты, демонстрируются оси с колесами, воссозданные для самолета Можайского – деревянные, обшитые железом…
Колеса тяжелые. Геннадий Панев разделяет мнение, что аппарат Можайского не мог бы успешно полетать. Но дело не в этом, дело в истории техники, поиск всегда полон развилок и неудач. Отступая от темы, вспомним, как хорошо нам это объяснили в другом очень интересном техническом музее – на ВНИИТРАНСМАШе в Горелово, где создавали ходовую часть Луноходов и другую технику для Луны, Марса, Венеры. Чтобы достичь успеха приходится претерпеть массу провалов, испытать множество образцов.

Чуть больше повезло маленьким масштабным моделям летательных аппаратов, сделанным Гришиным. Те из них, что сохранились, уже заняли видное место в помещении гатчинского музея. Нам показали и стенд с фотографиями и документами, посвященный подвижничеству Евгения Гришина. Так что память и о Можайском, и о его энтузиасте-историке теперь надежно хранится, хоть и не в Красном Села, а в Гатчине.
Пожелаем успеха музею военной авиации в Гатчине и будем надеяться, что через три-четыре года жители Красного Села, стар и млад, смогут его с интересом посещать.

ЭНТУЗИАСТ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Говоря о Евгении Гришине, нельзя добавить несколько слов о том, что это был за человек.
Он был не просто знатоком и мастером авиамоделирования.
Евгений Михайлович проделал титаническое исследование жизни и деятельности А. Ф. Можайского. В поисках документов о двигателе самолета Можайского, он переписывался с английской королевой Елизаветой. Хлопоча о помещении для музея, добился встречи с Ельциным! И после этого помещение выделили.
Гришин трудился на голом энтузиазме. Мы помним, как, получив загранпаспорт и визу, купив на рубли сто евро, он сел в автобус и махнул в финскую Котку. Вышел ночью на трассе, шел пешком. А днем, преодолевая языковый барьер, смог найти церковь, где венчались родители Можайского и крестили будущего изобретателя. Ему удалось пообщаться и в мэрии Котки, и с нужными рассказчиками…
Именно Гришин отыскал могилу Можайского на Смоленском кладбище и сумел убедить руководство Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского ее реставрировать и установить памятник. Благодаря Гришину была установлена памятная доска на доме, где жил Можайский (Невский проспект, 78), а на Военном поле, где проходили испытания летательного аппарата установлен привычный уже нам памятный знак (у шоссе между Красным Селом и Виллози)
Евгений Гришин собрал в архивах и восстановил рабочие чертежи самолета и его двигателей, выступал на конференциях, вел переписку с учеными, к нему приезжали специалисты из-за границы. И все это он делал в одиночку, без помощников.
Местные чиновники знали энтузиаста и даже привечали на словах. Но реально музей Гришина с моделями самолетов ютился в маленькой комнатке в Доме культуры. А незадолго до смерти у него отняли даже те жалкие полставки, что он занимал в ДК…

 

Для того, чтобы оставить комментарий, вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться




Последний номер

Новости и события

Для того, чтобы оставить комментарии необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте:

Последние комментарии

  • santanavi 10 месяцев назад
    Надо просто оборудовать место для высадки.Тогда и водителям и людям станет легче и удобнее.

    Подробнее...

     
  • santanavi 10 месяцев назад
    Когда высаживают с другой стороны водители автобус наклоняют. А у самой остановки нет, потому что из-за высокого поребрика передний угол автобуса сядет ...

    Подробнее...

     
  • Надежда П 1 год назад
    Неужели кто- то тоже чувствует эту жутчайшую вонь…я уже и не верила. Окно не открыть и дышать просто невозможно. Позвонила и оставила заявку, все ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Популяцию всё устраивает! Лишь бы не было войны и лишь бы путин еще лет 15 проводил шоу под названием "прямая линия", а гадить в кустах и в водоемах ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Ольга Морозова «Проект» рассказал о недвижимости семьи патриарха Кирилла на 225 миллионов рублей У семьи патриарха Кирилла нашли недвижимость на 225 ...

    Подробнее...