На и так не безоблачном жизненном горизонте многих петербуржцев вновь возникла старая тревога - реновация жилых кварталов, в которых проживают они и их близкие. Жилье – одна из базовых потребностей людей, и все с ним связанное, какие-то перемены, воспринимается очень остро.
Приняты изменения в законодательство Санкт-Петербурга о комплексном развитии территорий. Они позволяют расселять типовые дома 1957-1970 годов постройки, если они не признаны аварийными, но включены в «территории комплексного развития». При этом список таких территорий и условия переселения жильцов будет определять и уточнять сама исполнительная власть

СТАРАЯ ДОБРАЯ РЕНОВАЦИЯ
Официально новую инициативу не называют «реновацией», но по смыслу это ее новый заход, причем, в духе времени, более жесткий.
Горожанам известна первая волна реновации, которая началась еще в «нулевые» годы с разговоров об износе и низком качестве жилых домов первых массовых серий – хрущевок, которыми застроены многие кварталы Петербурга. Их модернизация – насущный вопрос для города. Но потом в программу стали пытаться включать целые кварталы, где дома не требуют реконструкции, но территория выгодна для новой застройки высотками.
Понятно, что если к городской проблеме привлекаются инвесторы, то они должны получать от этого выгоду. Но при тесной связи бизнес-групп с властью и отодвинутости от власти простых жителей и профессионалов-градозащитников, естественно возникает доходящий до абсурда перекос в сторону бизнес-интересов как при определении зон реновации, так и условий переселения для проживающих в этих зонах горожан.
Тем не менее, кварталы под реновацию утверждались Законодательным собранием, где еще не было той степени молчаливого согласия с чиновниками как сейчас, шли скандалы, часть кварталов отбивалась от грядущего расселения и перестройки.
А позже реновация оказалась смягчена самой жизнью, поскольку после «тучных» нулевых годов с высокими ценами на нефть экономический рост в стране затоптался, и у инвесторов уже не было той прыти. А возможно, сказались еще и палки в колеса, которые чиновники и олигархи без конца тычут друг другу в процессе дележки пирога, из-за чего растут издержки и снижается рентабельность проектов.
Издание «Деловой Петербург» напоминает: в 2009 году городские власти провели торги на право реновации 22 кварталов. Победителем стала «СПб Реновация» (теперь входит в ГК «Самолет»). Но из 22 кварталов была начата реновация только в восьми. И только в двух из них сегодня, через 12 лет, полностью завершено расселение - в Колпино и на Малой Охте. В этом году реновация стартует в начале Гражданского проспекта и на Нарвской заставе (район Промышленной и Трефолева, западнее проспекта Стачек). Будет продолжено строительство в центре Сосновой Поляны (между Гарькавого и Пилютова), в поселке Песочный и в двух кварталах Колпино.
Мы видим, что по программе, объявленной для спасения «рассыпающихся как карточные домики» хрущевок, пошло и освоение совсем других микрорайонов. В каких-то случаях это послевоенные двух-трехэтажные коттеджи, которые по уму вполне можно отремонтировать и оставлять жителей и своеобразную архитектуру в их зеленом покое. Но зато как выгодно – людей мало, а обжитые ими места пользуются коммерческим спросом.
В свое время речь шла о включении в реновацию одного из центральных кварталов Красного Села, где тоже нет хрущевок – между Ленина, Суворова, Лермонтова и Гвардейской. Но в актуальной версии программы этого квартала нет.

НОВАЯ ВОЛНА - ЖЕСТЧЕ
Власть и бизнес спешат успокоить хотя бы тех, кто в «старом списке» на реновацию.
«Обновление 22 кварталов, которое ведется с 2008 года, будет проходить по старым правилам. Новый закон, принятый Заксобранием, их не коснется», пишет «Деловой Петербург».
По старому закону переселение жителей возможно только в пределах квартала, кроме тех случаев, когда житель сам захочет переехать в другой район.
Но насколько сохранятся старые правила для первой, старой реновации, еще вопрос. Во многих кварталах, давно включенных в программу, она еще не начиналась. Более жесткие условия переселения для новых «территорий развития» создают привлекательный «параллельный» прецедент для застройщиков, а законы у нас меняют легко.
По новому закону в случае расселения жилец может получить другое жилье или компенсацию. Эксперты отмечают сразу два минуса: жилье может быть неравнозначным по площади и в любой точке города, а компенсация вполне может оказаться рассчитанной по заниженной стоимости, пишет газета «Коммерсантъ».
Выигрыш могут получить те, кто стоял в очереди на жилье, они смогут получить положенное вне очереди.
Новая питерская реновация по условиям для расселяемых граждан жестче московской, отмечает «Коммерсантъ». В Москве граждане могут выбирать жилье, в которое переедут, им при желании гарантируется выбор в том же районе, где они проживали ранее, а также равнозначные условия по площади квартиры.
При обсуждении законопроекта депутаты от КПРФ, «Яблока», «Справедливой России» и даже «Новых людей» требовали поправок – о предоставлении расселяемым жилья в том же районе, того же объема, о размерах компенсации, но все эти поправки не были приняты.
По новому закону, если за 90 дней не будет проведено общедомовое собрание, то дом автоматически будет попадать в программу, причем для этого не требуется согласие 100% жильцов. Если согласились две трети, то остальных выселят принудительно.
«Коммерсантъ» цитирует вице-губернатора Петербурга Николай Линченко: на сегодня нет никаких решений, ни один дом никуда не включался, а сам закон требует набора подзаконных актов, которые еще не приняты.
Нет пока и утвержденных территорий под «реновацию-2». Но это-то и заставляет тревожиться полгорода. Адреса могут прийти совсем внезапно.
Вице-губернатор также заверил, что проекты реновации будут проходить общественные обсуждения. Но как проводятся такие обсуждения и как учитываются их результаты – мы уже научены горьким опытом.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
В любом рядовом квартале есть прослойка жителей, чьи жилищные условия и шансы на их улучшение оставляют желать лучшего. Кто-то из них реально может выиграть от инициированного сверху переселения на новую жилплощадь даже по драконовским правилам. А кто-то может просто поверить, что выиграет. У надежды, как и у страха, глаза велики. Опора на эту часть граждан, усиленная агитация и разноголосица позволяют власти и строительному лобби протаскивать проекты расселения и перестройки кварталов, не оставляя однозначного впечатления, что они занимаются жилищными репрессиями и ущемлением интересов горожан. И на месте просторных зеленых участков города с непритязательными, но пригодными для скромного счастья пятиэтажками будут появляться нагромождения высотных муравейников с забитыми машинами дворами.
Было бы при этом очень странно, если бы организаторы не пытались извлечь максимум не только из более выгодного использования земли, но и из тех, кого с нее переселяют. Поэтому у огромного числа жителей готовящаяся волна реноваций не вызывает ничего, кроме тревоги за будущее.
Эксперты считают, что в Петербурге с 1957 по 1970 год было построено более 2,3 тысяч «хрущевок», в таких домах сейчас живет около 650 тысяч граждан. Плюс к тому, все понимают, что речь пойдет о «территориях», где часто стоят не только «хрущевки». Если даже каким-то домам в этих кварталах в итоге позволят остаться, то волнений все равно хватит на всех. В «районах риска» в общей сложности живет до миллиона петербуржцев.
Новый закон был принят в разгар дачного сезона, тем не менее он вызвал непривычный для нынешнего принудительного штиля общественный резонанс. Люди объединяются в чатах, на Малой Охте и в некоторых других в «зонах риска» прошли сходы жителей.
На этом фоне председатель ЗакСа Александр Бельский предложил создать общественный штаб для сопровождения реновации, призванный, по-видимому, амортизировать ситуацию. «Смольный и «Единая Россия» говорят, что народ просто не понял сути закона. А оппозиция надеется на внесение поправок», написал «Коммерсантъ». Газета цитирует депутата от «Яблока» Бориса Вишневского: «Люди хотят гарантий, а гарантии могут быть установлены только законом, а не подзаконными актами Смольного…», диалог надо было вести до, а не после принятия закона. «В старых домах есть четырехкомнатные квартиры с комнатами по несколько метров, а равнозначная квартира, как она прописана в законе, - это квартира с тем же количеством комнат. Но никто не строит четырехкомнатных квартир площадью, например, 40–50 квадратных метров», это лишь одна из проблем, которая лежит на поверхности», - говорит Вишневский.
«Закон принят не в интересах горожан, а в угоду застройщикам, - пишет Надежда Тихонова из «Справедливой России». - Реновация в таком масштабе не только кардинально изменит облик нашего города, но и спровоцирует еще большую нехватку мест в детсадах и школах, очереди в поликлиниках, нагрузку на транспортную инфраструктуру… Петербуржцы должны сами решать, хотят они такого развития города или нет, необходим региональный референдум».
Но, к сожалению, в сложившихся реалиях все эти заявления останутся не только без реализации, но и без широкой огласки в СМИ.

НА ЧТО НАДЕЯТЬСЯ?
Значит ли все сказанное, что не сегодня-завтра петербуржцам начнут массово предлагать переехать из своих домов и развернут в районах города гигантские стройки? Сценарий несколько фантастический. Но не потому, что кто-то вспомнит о правах граждан и справедливости. У застройщиков просто-напросто не хватит на это мощи.
Принимаемые сейчас правила опасны, но это лишь задел на будущее. Показательно, что и первую волну реновации строительный комплекс не освоил за пятнадцать лет. А сейчас, в связи с санкциями и падением производства и доходов, ситуация стала еще хуже.
При этом не только аппетиты бизнеса оказываются лишь на бумаге, но и реальная проблема модернизации хрущевок некоторых серий, которой все оправдывалось, тоже никак не решается.
Но расслабляться не надо. Писаные на бумаге нормы имеют большое значение. Не должно быть ситуации, когда хотя бы теоретически наши права подвешены, «спящие» нормы законов могут проснуться. И не только в отдельных кварталах, на которые у инвесторов хватит пыла. Представим ситуацию, что в стране кардинально поменялась обстановка, сняты западные санкции, хлынули инвестиции. А такие перемены в нашей истории случаются периодически. Законы тоже начнут переписывать. Но трудно представить, чтобы заинтересованные круги в бизнесе и власти не попытались воспользоваться теми правилами игры, которые никто не успел отменить.

Вадим Березин

Иллюстрация: Строительство панельной хрущевки в Ленинграде, журнал «Жилищное строительство», 1959 год

 

Для того, чтобы оставить комментарий, вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться




Последний номер

Новости и события

Для того, чтобы оставить комментарии необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте:

Последние комментарии

  • santanavi 11 месяцев назад
    Надо просто оборудовать место для высадки.Тогда и водителям и людям станет легче и удобнее.

    Подробнее...

     
  • santanavi 11 месяцев назад
    Когда высаживают с другой стороны водители автобус наклоняют. А у самой остановки нет, потому что из-за высокого поребрика передний угол автобуса сядет ...

    Подробнее...

     
  • Надежда П 1 год назад
    Неужели кто- то тоже чувствует эту жутчайшую вонь…я уже и не верила. Окно не открыть и дышать просто невозможно. Позвонила и оставила заявку, все ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Популяцию всё устраивает! Лишь бы не было войны и лишь бы путин еще лет 15 проводил шоу под названием "прямая линия", а гадить в кустах и в водоемах ...

    Подробнее...

     
  • Дудергофер 2 лет назад
    Ольга Морозова «Проект» рассказал о недвижимости семьи патриарха Кирилла на 225 миллионов рублей У семьи патриарха Кирилла нашли недвижимость на 225 ...

    Подробнее...